А можно ли заработать на вывозе и утилизации мусора?
Войти в мусорный бизнес совсем непросто особенно сейчас. Раньше особых познаний от предпринимателей, решивших заняться мусором, вовсе не требовалось, это в принципе и привлекало к мусорному бизнесу многих людей, решивших стать на стезю предпринимательства.
За последние же несколько лет ситуация с бизнесом на сборе мусора ещё и осложнилась. Перевозчиками мусора рынок теперь буквально кишит. В одной только Москве зарегистрировано более 500 легальных компаний. Для примера в европейских компаниях с вывозом мусора справляется всего 5-10 игроков. В Москве же фирмой считается ИП, возящий мусор на 1-2-х мусоровозах.
Обилие мелких игроков объясняется небольшими вложениями на старте. Новенький отечественный мусоровоз стоит один миллион рублей, подержанный — ровно половину (500 тысяч). Основные же хлопоты на старте связаны с поиском клиентов.
Крупный сегмент рынка это сбор мусора у населения. Главный интерес сотрудничества с жилыми домами — большие объёмы. Хотя цены гораздо ниже, чем у коммерческого мусора с предприятий, бизнес центров и т.д., но зато объёмы большие, что позволяют заработать хотя бы что-то. Но здесь уже обосновались крупные игроки — мусорные короли. 25% компаний в этом сегменте работают под патронатом государства.
Госкомпаниям по вывозу мусора на это наплевать: технику для вывоза мусора им закупает город. Частные компании же должны всё приобретать сами. Рентабельность в этом деле должна быть никак не меньше 15%. Тогда появится возможность развития бизнеса. А игроки-частники имеют в лучшем случае 3–5% рентабельности.
Другая проблема, не дающая развиваться частникам, это то, что контракты с префектурами муниципальных округов и управляющими компаниями (по установке сверху) заключаются не больше, чем на 11 месяцев. А чтобы привлечь инвестиции, нужно показать и доказать, что ты пришёл всерьёз и надолго. Этого частник показать никак не может. Так что сейчас в этом бизнесе творится нестабильность и чехарда.
Другая проблема это перегруз контейнера причем постоянный, а также перевозчику надо быть готовым, что вывозить он будет мусора в два раза больше, чем это оговорено в контракте.
В бумагах написано, что опорожнить 10 бачков, но готовьтесь к тому, что бачков и около бачков куч наберётся на все 15!
Так как в стране нет механизмов расчёта реального количества мусора, производимого жителями.
И тем не менее, несмотря на все эти проблемы, за право вывозить мусор из жилого фонда, конкуренты перегрызают друг другу глотки. А разгадка одна: бюджетники являются сейчас одними из немногих заказчиков, у которых есть хоть какие-то живые деньги!