Утверждены новые правила сбора мусора
После длительных дискуссий принят документ, который законодательно распределил обязанности по дальнейшей работе с твердыми отходами. Постановление №1156 от 12 ноября 2016 года, как инструмент исполнения ФЗ №458 «Об изменениях в Закон об отходах…», принят. Наконец стало понятно, что представляет институт региональных операторов, какие на него возложены обязанности.
Порядок работы с ТБО принятый до 2017 года
В действующей схеме вывоза отходов участвует перевозчик и клиент. В договор заложена оплата за транспортировку мусора на полигон, но контроля маршрута движения транспорта нет. Ближайший овраг сэкономит расходы. Поэтому по стране 80% свалок вокруг городов нелегальные, а в сельской местности их вовсе нет. Перерабатывается в стране 5-7% бытового мусора.
Если в развитых странах мусор на 60% утилизируется, то наш министр г-н Донской, в интервью «РГ» корреспонденту Александру Лексакову рассуждает о том, что земли в России много и полигоны нужно просто хорошо обустраивать. Его забота о населении трогательна – с его слов, никто не готов платить в 5 раз больше, если потребуется сортировка и утилизация вторичного сырья. Именно такая политика привела к затягиванию разработки Постановления №1156 и неготовности большинства регионов страны перейти на новые условия работы в 2017 году.
Новые правила сбора мусора
С 2017 года твердые отходы называются не бытовыми (ТБО), а коммунальными (ТКО). Изменилась форма оплаты – каждый житель должен оплачивать вывоз, утилизацию и все сопутствующие расходы отрасли, как обязательный платеж. В тариф входят расходы регионального оператора, обслуживающего сектор утилизации бытового мусора.
В Интервью «РГ» Сергей Чернин, председатель профильного комитета Общественной палаты, объяснил, что без Постановления № 1156 отладить работу отрасли было невозможно. В соответствие правилам, устанавливается приоритет сортировки мусора, его переработки. А так как предприятия нужно построить, их обустройство повысит тарифы для населения.
В документе даны определения понятий, что относится к инструментам, оборудованию, характеристика отходов. Признаки класса опасных отходов, которые должны собираться в отдельные баки.
Оснащение мусоровозных машин оборудованием системы ГЛОНАСС или подобной, позволит предупредить возникновение новых свалок. «Дикие» свалки региональные операторы должны очищать по мере возможности с оплатой от владельцев земель. В интервью газете «РГ» представитель Минстроя, Андрей Чибис считает, принятое Постановление будет способствовать снижению экологической нагрузки на регионы, позволит использовать внутренние ресурсы в обращении с отходами.
Региональные операторы в любом поселении становятся регуляторами мусорных потоков, их утилизации на возмездной основе. Они имеют право привлекать субподрядные организации, оплачивая их работу средствами, полученными в результате утвержденных сборов с населения и предприятий.
Исходя из постановления, региональным оператором может быть предприятие, выигравшее аукцион. При этом предпочтение отдадут бенефицианту, предложившему лучшие условия. В аукционе разрешается участвовать и муниципальным унитарным организациям. Региональный оператор должен быть лицензирован, иметь возможность заниматься перевозкой или переработкой мусора.
Постановление возлагает на региональных операторов полный цикл обращения с отходами. Они являются сборщиками платежей от населения и занимаются перераспределением средств между транспортными компаниями и переработчиками. Перевозчик получит расчет за работу только после получения документов об утилизации привезённого мусора. Полигоны должны быть закреплены за транспортировщиками отбросов.
Что ожидать населению от вступления нового порядка оплаты утилизации мусора? Назначенный региональный оператор в течение месяца обязан предложить каждому жителю и организации заключить договор с проектными условиями. Никто не озвучивает даже приблизительно увеличений платы для населения. Но зная, что каждый коммерческий проект связан с получением прибыли, расходы за переработку мусора увеличатся, тарифы повысятся. Создание новой отрасли потребует инвестиционных вложений.
Однако проблему переработки мусора необходимо решать немедленно, не оставляя потомкам. Жители готовы использовать раздельный способ складирования отходов, но не готова отрасль. Считается, что разбирать привезённый хлам из общей кучи экономически выгоднее.
В связи с новым подходом к утилизации мусора, оснащения автотранспорта дорогими системами контроля, строительством новых полигонов ТКО, тарифы для населения возрастут. Пока нас успокаивают, что реальный рост платы за мусор увеличится на 15%. Поживем – увидим.