Внедрение схем по обращению с отходами не за горами
18.05 2017 г. в Госдуме прошли парламентские слушания «Территориальные схемы обращения с отходами: первый опыт регионов и необходимые корректировки нормативно-правовой базы». Участвовали в них представители региональных органов власти, федеральных профильных министерств, представители научно-исследовательских организаций, компаний, работающих в области обращения с отходами, а также региональные операторы. Вела слушания Ольга Тимофеевна – председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.
Решение по разработке территориальных схем связано с тем, что сегодня в России остро встала проблема отходов во всех регионах страны: от малонаселенных сельских поселений до крупнейших мегаполисов. Население все больше тревожат вопросы несанкционированных свалок, загрязнения мусором водоемов, парков и лесов. Территориальные схемы – первый шаг для наведения порядка, они станут основой, на которой выстроится вся деятельность в сфере обращения с отходами. Строительным материалом будут законы, подзаконные акты и другие номативно-правовые документы.
Пилотных территорий, которые уже запустили в работу территориальные схемы, сейчас еще очень мало. Зачастую утвержденные схемы просто непривлекательны для компаний, которые могут стать региональными операторами: никто не хочет возить отходы из отдаленных сельских районов.
Выявлено много проблем и недостатков существующей реформы. Необходимо оперативное исправление допущенных ошибок, иначе и через 2 года ситуация в этой области не поменяется. Отмечено, что главной проблемой является отсутствие единого центра, координирующего всю деятельность: Министерства природы, строительства и торговли одновременно разрабатывают дополнения в №89-ФЗ, которые зачастую противоречат друг другу. Также нет необходимого надзора за достижением целевых показателей.
Еще одним важным недостатком является то, что на законодательном уровне не урегулирована процедура общественного слушания и обсуждения, следовательно, терсхемы не учитывают общественного мнения по этому вопросу.
На сегодняшний день территориальные схемы являются необязательным к исполнению документом, они носят рекомендательных характер, поэтому нельзя сказать наверняка, что ситуация будет развиваться по утвержденной схеме. А тем не менее схема должна являться главным документом, определяющим порядок действий при обращении с отходами, место и количество вывезенного мусора. Также не ясен вопрос с отходами, которые не относятся к ТКО, да и формулировка что же такое ТКО очень размыта и требует уточнения.
Помимо всего сказанного, не урегулирована экономическая сторона реформы: за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую обязаны вносить региональные операторы, тариф может увеличиться примерно на двадцать процентов, плюс НДС – 18%. До этого операторы работали на упрощенной системе налогообложения, а новые региональные операторы такой возможности не имеют. Представитель Министерства природы и природопользования РФ сообщила, что готовится решение о понижении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами в десять раз.
Видно, что сегодня документ нуждается в корректировке. Существующие терсхемы сформированы не в соответствии с методическими рекомендациями, т.к. они появились несколько позже. Сегодня алгоритм для пересмотра схем не утвержден, этот пробел также необходимо устранить в законе.
Все проблемы, прозвучавшие во время слушаний, будут обобщены, комитет по экологии подготовит рекомендации на основании парламентских слушаний. Главным результатом проведенных слушаний должно стать внесение новых поправок в Федеральный закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».