Заводы по переработке мусора: настоящее и будущее в России
У каждой вещи, как у любого человека, своя судьба. Своя судьба есть даже у мусора, и если одним бытовым отходам суждено гнить на мусорном полигоне, то другие обретут новую жизнь во вторичной переработке.
Но чтобы мусор можно было использовать в производстве, необходимо его отсортировать. Как же это происходит на практике? Попробуем пройтись по всем этапам. Если театр начинается с вешалки, то мусоросортировочный завод — с пункта весового контроля.
Сюда попадают все приезжающие на завод мусоровозы, и только потом отправляются на разгрузку.
Это начальный этап сортировки.
Сюда заезжают машины и разгружается для сортировки. Машин может приезжать на сортировочную станцию много, до сотен в сутки.Привезти они могут тысячу, а то и больше, тонн мусора.
Далее к работе подключается тракторист. Весь сваленный мусор сгребается в кучу, чтобы потом его отправить на первый фрагмент сортировочной ленты. На этом этапе происходит непосредственно подача мусора на ленту.
С площадки на которую мусоровозы привозят мусор, где они разгружаются, трактором подается на транспортировочную ленту. Грузить отходы на ленту помогает работник, он специальными граблями подает мусор на ленту.
Это довольно тяжёлый физический труд, поэтому каждые полчаса работники обычно меняются.
Сортировкой мусора в Подмосковье вплотную занялись относительно недавно. До этого делались неоднократные попытки запуска заводов по сортировке, но большинство заводов оказывались в состоянии банкротства.
Процесс сортировки мусора на заводе очень непрост.
Для работы необходимы специальные, дорогостоящие линии, которым нужен уход и соответсвующее обслуживание. Со всем этим в России пока большие проблемы.
За последние десятки лет поменялся и характер мусора, и техника его переработки. Сейчас, если пытаться восстановить работу старого мусоросортировочного завода, придётся практически с нуля всё переделывать. Придётся "переигрывать" многие технологические процессы, которые раньше были не предусмотрены. В целом, старые сортировочные комплексы сейчас не очень годятся в дело, потому что не подходит современным реалиям.
При запуске такого завода приходиться решать множество сложных технических моментов. Требуется задействовать множество людей, чтобы пройти весь путь от идеи до воплощения.
Работникам приятно осознавать, что они делают важную для всех жителей, для экологии страны нужную работу.
Что же происходит дальше, в самом сердце завода?
Сортировочная линия проходит через весь завод. Мусор, который попадает на завод, на этом этапе происходит непосредственно отбор по фракциям. Здесь отбирается картон, пластик, бумага, стекло, пленка и другие позиции.
Первый человек, который стоит у ленты, рвёт пакеты.
Следующие два человека отбирают бумагу, картон, макулатуру. Макулатура включает себе газеты журналы, белую бумагу формата А4. Стоящие дальше люди отбирают пластиковую группу: это ПЭТ канистры, ящики, флаконы так называемой ПНГ.
Дальше по ленте работают люди, отбирающие плёнку, следующие собирают алюминиевые банки. На конечном этапе человек выбирает из мусора стекло. Многие заводы в Помосковье работают пока в тестовом режиме.
Часто запущены не все возможные лини переработки.
Представители заводов уверены, что за сортировкой мусора — будущее, и поэтому планируют расширять сортировочные линии.
Руководят процессом, как правило, российские специалисты, а вот непосредственно ручной сортировкой занимаются представители из Средней Азии. Как говорят представители сортировок, иностранцы работают лучше и производительнее.
Работа, безусловно, специфическая и скажем откровенно, далеко не каждый согласится на подобную сортировку. Рабочие рассказывают, что труд очень тяжёлый и напряжённый.
Кстати, вопреки распространённому мнению, рабочие на сортировочном комплексеособо интересного в мусоре ничего не находят: всё самое "интересное" уже вытаскивают дворники, водители и прочие.
Рабочие проводятсортировку так называемого "грязного" мусора: это смешанные отходы, и как бы тщательно они не выбирали фракции, более шести-семи процентов сырья вытащить из этой перемешанной массы мусора не получается.
С учетом стекла можно получить десять-двенадцать процентов, но, так или иначе, порядка 90 процентов отходов неминуемо попадёт на захоронение, на полигон ТБО.
Чтобы сократить процент варварского захоронения, необходимо чтобы люди у себя дома проводили предварительную сортировку отходов.
Мусора меньше не становится, с каждым годом, согласно статистике, количество мусора, производимого населением, увеличивается на десять-пятнадцать процентов.
Обратного движения к уменьшению объема отходов не предвидится и не предстоит. Борьбу за сокращение полигонов требуется начинать с самого начала, то
есть с начальных "производителей" мусора — с людей, чтобы они уже на изначальном уровне производили хоть какую-то предварительную сортировку мусора. Потому что когда всё это идет в куче, прекрасно видно на практике, всё гораздо проблематичнее разбирать и получать конечный продукт.
Для переработки предварительно отсортированного жителями так называемого "чистого" мусора имеет смысл запускать дополнительные линии сортировки.
Граждане, даже отсортировавшие, к примеру, пластик, не будут разбирать его по химического составу. Для этого однозначно всё равно нужна будет сортировка.
Что же дальше происходит на заводе по сортировке?
Как только над конвейером загорается красная лампочка, это означает, что на первом этаже ёмкость для сбора вторсырья наполнена и требуется заменить мешок.
Это окончательный этап перед тем, как мусор, уже отобраный по фракциям, попадает на пресс.
Специально обученные люди переносят мешки весом 30-50 килограмм с накопленными сортированными отходами к прессу.
Также на первом этаже находится и линия по сбору стеклотары.
Финальная точка производства — площадка, где вторсырьё, отобранное на линии сортировки, собирается в огромные тюки.
На конечном этап сортировки готовая продукция попадает в пресса, где изготавливаются кипы, эти кипы складываются в определенном порядке для на складе.
Теперь они уже готовы для транспортировки на перерабатывающий комбинат. Сейчас на заводах часто используют небольшие, не очень мощные прессы.
В ближайшем будущем, когда процесс сортировки в Московской области будет использоваться шире, их нужно будет заменить на более мощные.
Сейчас можно приобрести мощные автоматические прессы, которые автоматом могут работать на линии. Мощность таких прессов намного больше, они намного производительнее.
Из такого мощного пресса тюки с переработанным мусором выскакивают, как пирожки.
Один такой спрессованный тюк картона в среднем весит 350-400 килограммов, тюк прессованных ПЭТ-бутылок — 200 250 килограмм; тюк с плёнкой — 300-400 килограммов.
Все эти тюки в дальнейшем отправятся на вторичную переработку.
Бумага идёт в дальнейшую переработку; из неё делают вторичный картон. Из газет выходит туалетная бумага; белая бумага идет в переработку для белой бумаги.
Так же на вторичное использование идет пластик.
На переработке из него делают гранулы, которые потом отправляются на производство пластиковых изделий.